-->
Рассмотрим произвольную матрицу A порядка m×n и связанную с нею линейное преобразование y=Ax, где x∈Vn, y∈Um. Введем в этих пространствах нормы векторов , .
Определим норму матрицы A равенством:
(1) |
Из определения нормы матрицы следует:
(2) |
Пусть для двух матриц A и B порядка m×n определены одни и те же векторные нормы. Тогда имеем соотношение:
(3) |
Кроме того справедливо равенство
,
|
(4) |
где λ любое число.
Пусть для m×n матрицы A и n×k матрицы B определены матричные нормы , и пусть для m×k матрицы AB определена норма . Тогда
.
Вычислим норму матрицы A , введя в пространствах V и U конкретные векторные нормы.
1. Пусть в пространствах V и U введена векторная норма
Тогда
(5) |
или
,
|
(6) |
В (5) и (6) неравнетство превращается в равенство, если взять и , j=1,...,n, где l-то значение i, при котором
достигает своего максимума. Учитывая высшеизложенное, неравенство (6) и равенство (1), получим:
(7) |
2. Введем в пространствах V и U векторную норму
Тогда
или
(8) |
Пусть достигается при j=l. Для вектора x, у которого только один элемент отлично от нуля, имеем:
(9) |
Учитывая (1),(8) и (9) получим l-норму матрицы A:
(10) |
Норму матрицы, определяемую с помощью формулы (1), называется операторной нормой, подчиненной данной норме векторов.
Отметим, что определение нормы матрицы (1) эквивалентно следующему определению:
(11) |
Действительно, любой ненулевой вектор x∈V можно представить в виде произведения λx₁, где , . Тогда, учитывая, что , получим:
(12) |
Вычислим m-норму и l-норму матрицы используя (7) и (10).
Пусть в линейном пространстве V введена m-норма для всех векторов x∈V:
.
Найдем норму матрицы
.
Рассмотрим множество всех векторов, которые имеют норму 1. В двухмерном пространстве это те векторы конечные точки которых находятся на квадрате на рис. 1. Обозначим это множество символом X0.
Рис. 1
Рис. 2
На рисунке рис. 2 изображено пространство столбцов матрицы A. Каждому вектору x∈X0 соответствует вектор Ax в U. Конечные точки этих векторов находятся на пунктирном четырехугольнике ABCD. m-норма матрицы A - это модуль наибольшго координата наибольшего из векторов, конечная точка которого находится на четырехугольнике ABCD. На рис.2 это векторы и а модуль наибольшего координата 6. Используя (3), аналитически получим тот же результат.
Отметим, что норма матрицы показывает насколько максимально растягивается вектор x при отображении y=Ax. В нашем примере векторы х растягиваются максимально 6 раз.